Некоторые люди способны моментально сориентироваться в ситуации и найти ответ на заданный вопрос, в уме решить многоуровневые задачи и быстро просчитать ходы противника в шахматах. Как им это удается? Речь идет о рабочей (или оперативной) памяти.

Рабочая память - это способность удерживать информацию и манипулировать ею короткое время, как правило, на несколько секунд. Мы используем рабочую память, когда запоминаем номер телефона или ищем бумагу с ручкой. В этом случае мы сохраняем в рабочей памяти словесную информацию. Играя в шахматы, мы сохраняем визуальную информацию в рабочей памяти: "если я сделаю ход конем, то он съест моего коня своим слоном, и я смогу взять его ладью".

Рабочая память используется для того, чтобы хранить промежуточные итоги, когда нам приходится решать логические задачи.

В исследованиях психологов особо подчеркивается роль рабочей памяти при усвоении нового материала. Когда мы слушаем лекцию, требуется время и ресурсы на ее осмысление, а также на запоминание новых идей и общей логики рассуждения. Процесс запоминания обычно облегчается, если мы понимаем и активно обдумываем подлежащий запоминанию материал. Следовательно, материал, который находится в рабочей памяти в течение более длительного времени, обработан и осмыслен, скорее всего сохранится в памяти.

Исследования чтения установили решающую роль рабочей памяти для понимания прочитанного текста и скорости чтения. Т. е. человек с большим объемом рабочей памяти, вероятно, также проявит себя как более эффективный читатель. Сходные результаты были получены при оценке навыков рассуждения.

Исследования рабочей памяти показали, что ее высокие показатели являются единственным достоверным предиктором высокого интеллекта. Для нахождения логических закономерностей и решения задач необходимо одновременно оперировать разными элементами, что нагружает рабочую память.

Особое значение рабочая память играет для внимания. Она связана с такими важными моментами как концентрация внимания, игнорирование внешних помех, умение вести несколько дел параллельно. Результаты проведенных исследований показали, что тренировка рабочей памяти не только улучшает показатели внимания, но даже позволяет снять симптомы СДВГ. Дети, подростки и студенты, регулярно тренировавшие рабочую память улучшили показатели внимания (в том числе и паталогические), резко повысили академическую успеваемость и проявляли больший интерес к учебе.

Рабочая память ограничена в объеме и влияет на возможность сосредоточиться. Среднестатистический человек запоминает не больше 4 действий, которые нужно совершить для решения логической задачи, не больше 4 ходов в шахматной игре, не больше 4 изображений при их сравнении. Объем рабочей памяти зависит от времени суток, при стрессах и утомлении ее объем резко сужается, отчего при усталости бывает сложно подготовиться. Часто встречается другой пример: хорошо подготовленный школьник не может рассказать материал на экзамене или перед классом, хотя накануне он несколько часов потратил на его усвоение! Дело в том, что ребенок отвечает перед учителем, волнуется, от чего сильно сужается объем рабочей памяти. В результате школьник двух слов связать не может.

Как же можно тренировать рабочую память? Разработано много методик и упражнений, в том числе n-back. Главное требование к ним - полимодальность, т.е. задействие одновременно зрительной, слуховой, тактильной систем. При регулярных тренировках (3-4 раза в неделю по полчаса) уже через 21 день будут заметны физиологические изменения мозга!