В исследованиях нейрофизиологов есть прямые доказательства изменения структуры мозга человека, обусловленные не только генетикой, но и влиянием окружающей среды, то есть обучением.

Давно известно, что нервная система чрезвычайно пластична, т.е. изменчива; если перерезать, скажем, нерв кисти руки, он способен «регенерировать», т.е. «вырасти» заново. Головной мозг постоянно перестраивается, адаптируется под образ жизни человека.

В процессе обучения расширяются наши знания, при этом развиваются связи внутри отделов головного мозга. Эти изменения можно наблюдать с помощью аппаратуры — ЭЭГ, МРТ и др. При этом изменяется не только структура мозга, но и повышается его способность к обучению: происходит тренировка навыков обучения. Так, широко известно, что при ежедневном выучивании стихотворений, выучить каждое следующее стихотворение будет значительно проще.

Когда Вы спрашиваете себя: «Как часто я должен упражняться во французском языке, играть на гитаре или заниматься математикой, чтобы делать это неизменно хорошо?», то задаете вопрос о конкурентном характере пластичности мозга. Речь идет о том, с какой регулярностью Вам следует заниматься чем-либо, чтобы связанное с ним пространство мозга не досталось другому виду деятельности. Ответ зависит от вида навыка, однако чаще всего — ежедневно.

При ежедневных продуманных нагрузках и упражнениях, уже через 21 день заметны изменения мозга на морфологическом уровне. Однако, пластичность мозга имеет и обратную сторону: при отсутствии должных нагрузок неактивные нейронные связи разрушаются в течение 21 дня, от чего происходит регресс мозга и психических функций: обучаемости, концентрации внимания, мышления, памяти и т.д. Если мы прекращаем тренировать наши ментальные навыки, то пространство мозга, предназначенное для этих навыков, переходит к тем навыкам, которые мы продолжаем использовать.

Мозг человека обладает колоссальной информационной ёмкостью: в одной нервной клетке головного мозга содержится, кроме молекул ДНК и РНК, более 300 тысяч различных видов молекул белков, в структуре которых может быть закодирована биологически важная информация. Молекула РНК очень изменчива: количество возможных её изменений измеряется числом 1015–1020. Это значит, что уже одна молекула РНК способна хранить невероятное количество информационных кодов. При должных нагрузках возможности мозга сложно вообразить! Хотя возможности нашего мозга сложно представить, но обучение — чрезвычайно сложный и энергоемкий процесс. Поэтому для его эффективности необходимо соблюдать гигиену: следить за питанием и режимом отдыха (а лучший отдых после интенсивного обучения — это физическая активность).

Развитие мозга неоднородно. Мозг формируется примерно к 12 годам, однако существуют определенные (сенситивные) периоды, в которых наблюдается наибольшая восприимчивость к факторам окружающей среды для формирования психических функций. Формирование сопровождается изменением структуры мозга: увеличиваются размеры нейронов, усложняется характер нервных связей и сетей. Решающую роль в этом процессе играет среда развития, в том числе и среда обучения, вносящая свой поправки в генетическую программу формирования мозга. К примеру, освоение первого (родного) языка должно проходить до 7-9 лет, поскольку после 9 лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центра речи, утрачивается. Поэтому дети, выросшие вне социальной среды (так называемые дети «Маугли») до семилетнего возраста уже никогда не смогут научиться говорить. Поэтому во взрослом возрасте так сложно выучить второй, иностранный язык. Более подробно с таблицей сенситивного периода, Вы можете ознакомиться в личном кабинете.